Ловля ленка на спиннинг

Ещё в далёкие девяностые, когда я был совсем пацаном, мы с родителями жили на севере, точнее в Якутии, в городе Ленск. Небольшой городок поселкового типа, рядом с которым протекает великая река Лена. Что мне нравилось в этих окрестностях, так это полное отсутствие химических заводов, вокруг тайга, чистый воздух, да и люди дружелюбные — все друг с другом при встрече здороваются. Погодные условия, естественно, были для нас непривычными по началу, но в дальнейшем адаптировались. Жилые строения в Ленске не превышали двух этажей. В центре города было, по-моему, несколько пятиэтажных домов, а про высотные дома и речи не могло быть. Хотелось бы рассказать о рыбалке в Якутии, в частности, как происходит ловля ленка на спиннинг.

Многочисленные притоки реки Лена

Первый раз на таёжную реку меня взяли с собой отец и дядя Андрей. Как помню, мы приехали на «Ниве» к реке и спустили лодку на воду. Мотор тогда стоял «Прогресс» у лодки. Покататься пацану по реке было, наверное, мечтой в то время почти у каждого, а тут не только придётся «разрезать» волны, но еще и рыбачить!

Как полагается, у каждого рыболова в Ленске всегда под рукой ружьё, на случай выхода дикого животного (две ночи придётся находиться вдали от цивилизации, где присутствие медведя, сохатого, волка — обычное дело). Забегая вперёд, скажу — видеть удалось за время проведения на рыбалке: волчицу с волчатами, соболя и различных птиц, но медведь нам не повстречался.

Загудел мотор у лодки, и мы отправились вверх по течению. По словам Андрея, там есть неплохое местечко, где друг от друга на небольшом расстоянии около десятка небольших речушек впадает в Лену. Именно на этих некрупных ручьях мы будем искать рыбу.
О снастях

Ловля ленка на спиннинг на реке Лена

Цель наловить щуку, окуня, тайменя и, конечно же, ленка. Ленок — рыба интересная и достаточно вкусная. Охотятся за ним на небольших реках, ручьях, можно на жерлицы, на нахлыстовые удилища и, конечно же, на спиннинг.

В то время о штекерных спиннингах, мультипликаторных катушках, плетёнках и прочих навороченных снастях не могло быть даже речи. Про это даже не знали у нас в стране. Поэтому спиннинг у меня был обычный, по-моему, из сплава алюминия или что-то вроде этого. Длина — около 210 см, достаточно жёсткий и катушка – «Невская». Всё как у большинства рыболовов в то время. Кстати, иметь такой спиннинг в то время, а тем более ребёнку моего возраста (12 лет), было очень престижно. Подобную снасть достать в магазинах случалось не так часто, их просто не выставляли в продажу и поэтому людям приходилось собственноручно изготавливать бланки из подручных материалов.

Из приманок у меня было всего две блесны — колеблющиеся. Обе изготовлены в домашних условиях, ручной работы. Отец был у меня токарь, поэтому он мог себе позволить обточить металл, сделать нужную заготовку, а после раскрашивал лаком для ногтей. Забегая вперёд скажу сразу, две эти блесны, что смастерил мой отец, работали на этой рыбалке, а особенно по ленку и сигу — отменно. Но в конечном результате одну из них я оборвал по собственной глупости, а вторую оборвал после поклёвки рыбы, скорее всего крупной щуки.

Ловля ленка на спиннинг — первые поклёвки

До места доплыли за пару часов. Название мелких речушек точно сказать не могу, я их просто уже не помню, но небольшие извилистые речушки, с каменным дном, прозрачные, как слеза, по берегам заросшие хвойными деревьями и мелким кустарником. Максимальная глубина на реках была 2-2,5 метра, но дно просматривалось отлично и было видно, как большими группами шмыгают по галечнику ельцы и мелкие хариусы.

Выбрали место для стоянки возле из одной таких речушек, разбили лагерь, плотно пообедали и наступил долгожданный период, когда на моторной лодке устремились в верховье из одной такой реки. Извилистые берега реки, многочисленные повороты, упавшие в воду стволы деревьев — я тогда ещё не понимал в каких местах следует искать рыбу и делал забросы приманки, куда упадёт блесна. Что ловили и как ловили «старшие» я писать не буду, они поймали неплохо, рассказывать буду о своём первом опыте ловля ленка на спиннинг.
Рыбы в этих местах на самом деле очень много. Но мне как-то не везло. Основной вид, который удавалось мне зацепить — окунь и щука. Правда, окунь попадался таких размеров и сопротивлялся на другом конце снасти с такой силой, что и отсутствие ленка меня сильно не разочаровывало.

Ловля ленка на спиннинг на реке Лена

На одной из очередных проводок происходит мощнейший удар! Из воды вылетает крупная рыба и уводит снасть к противоположному берегу. Это был ленок. Заброс блесны как раз произошёл к поваленному в воду стволу дерева и когда я сделал первые подмотки катушкой, ленок схватил приманку, совершил «свечу» и скрылся на глубине в небольшой заводи. Здесь река ударялась о поваленное дерево и образовывала некий водоворот. В подобных местах очень часто в засаде стоят ленки и таймени. Они поджидают свою «жертву», а затем из засады делают резкий выход, разгоняя мелкую рыбёшку в разные стороны.

Пришлось немного повозиться с «красавцем». Отец уже хотел мне помочь его вывести в лодку, но я справился сам. Это был мой первый трофей ленка, который потянул на пару килограмм. Радости не было предела. Выловить такую рыбу, собственноручно! В то время для меня трофей особой ценности не имел. Я понимал по разговорам взрослых, что рыбы ценная и поймать её заслуживает особого уважения, но вкусовые качества, престиж в её поимке для меня ничего не значили. Щука, окунь или ленок — главное для меня был размер рыбы, а не её вид.

Второй день рыбалки на протоках Лены

Ближе к вечеру, уже выплывая со второй такой же реки, мы отправились в лагерь. Нужно было приготовиться к ночёвке, принести дров, разжечь костёр, сварить ужин, да и поспать не помешало бы.

Уха получилась отменная — из ленка, сигов и нескольких хариусов. В общей сложности нам удалось выловить около 30-35 различных «хвостов». Размеры их превышали 3, 4 кг и даже была щука, которая весила около 6 кг. Это, конечно же, не предел. В Якутии попадаются экземпляры гораздо большие, но для меня, двенадцатилетнего пацана, подобные экземпляры казались огромными.

Утром меня разбудил отец. Я попил чаю, позавтракал и мы выдвинулись на очередную некрупную речушку. Прибыли на место очень быстро, минут 20-25 по Лене. Здесь можно было походить по берегу, так как густого леса рядом не было, а каменисто-песчаный берег позволял свободному перемещению. Вспомнив вчерашний день, когда удалось мне выловить ленка, я начал искать подобные места на реке, с завалами, омутами. На одно из таких перспективных местечек мне удалось наткнуться.

Ловля ленка на спиннинг на реке Лена

При первом же забросе приманки происходит поклёвка. Мощный удар! У меня спиннинг едва остался в руках. Это была глубинная ленская щука. Сколько она весила, я даже не могу предполагать, но за счёт отсутствия поводка на моей снасти с блесной пришлось попрощаться. Хищник одним махом срезал леску, при этом совершил такую «свечку», что я даже немного испугался.

Пришлось привязывать вторую блесну, запасную. Делаю заброс в ту же точку, где сошла недавно щука. Тишина! На очередном забросе происходит вновь поклёвка. На этот раз попался окунь. Благополучно вывожу его на берег и цепляю на кукан. Обловив данный участок, удалось вытащить ещё пару окуней и на этом всё! Перехожу на следующее место.
Здесь на реке образовался некий перекат, который по советам моего отца является основным местом стоянки хариуса, сига и ленка. Первые две проводки результатов не принесли, но на очередном забросе, практически сразу, как блесна коснулась воды, приманку схватил небольшой ленок.

Несколько минут борьбы, и килограммовый хищник оказывается на берегу. Решаю совершить ещё пару бросков блесны на этой точке в надежде, что ленок здесь стоял не один. Так и есть! Вновь поклёвка и снова ленок. Размер рыбы нисколько не крупнее предыдущего. В вываживании ленка препятствий особых не происходит и без всяких трудностей очередной хищник оказывается у меня в руках.

На протяжении нескольких часов ленка мне соблазнить на свою блесну больше не удалось. Попадались окуня, некрупные щуки, даже выловил одного язя, грамм на 500. Прозвучала команда от Андрея, что переезжаем на другую реку, поэтому пришлось вернуться к лодке. Старшие наловили порядком больше меня и, конечно же, трофеи были намного крупнее, чем мои. Я видел, что на кукане у Андрея, красовался ленок весом, примерно, около 3-3,5 кг. Шикарный трофей!
Переехав на новый водоём, ситуация не изменилась. Так же соблазнялись на наши приманки: ленки, сиги, хариусы, окуня, щуки, а отцу удалось выловить некрупного тайменя.
Ноги «гудели», видимо за день я находился вдоволь по камням, перекатам, поваленным деревьям и ближе к вечеру мы отправились обратно в лагерь.

Рыбалка настоящая

В лагере приготовили вкусную и жирную уху. Старшие занялись разделкой рыбы, но а я отправился спать. Чистый и свежий воздух сделал своё дело и усыпил ребёнка до самого утра.
Наутро наступило время возвращаться обратно в цивилизацию. Взрослые засолили пойманную рыбу, упаковали в цистерну, собрали палатку и вещи, погрузились в лодку и мотор заревел, унося нас от диких мест обратно ближе к дому.

Такую рыбалку трудно забыть. Я считаю, это была настоящая, мужская рыбалка. Ловля ленка на спиннинг, тайменя или щуки в диких местах Якутии доступна только настоящим ценителям рыбалки!

Удачи на водных просторах!